Нашему бизнесу сегодня:
28 лет, 7 месяцев, 30 дней
+7-(812) - 575-64-91
+7-(812) - 570-45-63




Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru




Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru

Отчетность по МСФО – проблемы и их решение



Неизбежная перспектива перехода на бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с принципами МСФО замаячила над общественно-значимыми организациями после принятия Федерального закона «О консолидированной отчетности» от 27 мая 2010 года № 208-ФЗ.

Первыми вкусили все прелести новых правил банки, листинговые компании и страховщики. На очереди (начиная с отчетности за 2014 или 2015 год – правительство еще в раздумьях) негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды, управляющие компании и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также предприятия с государственным капиталом.

Переход на МСФО дается с трудом по разным причинам, главная из которых стойкое заблуждение относительно необходимости:

•  ведения отдельного учета по РСБУ и МСФО

или

•  ежегодной трансформации данных, полученных по РСБУ в МСФО.

На самом деле можно все упростить, если только попытаться переосмыслить свой подход к бухгалтерскому учету и не ставить его в зависимость от учета налогового при всем уважении к последнему.

Дело в том, что эти два учета имеют конфликтную несовместимость в принципах и целях подготовки отчетной информации:

Административный (налоговый) учет Управленческий (бухгалтерский) учет
Налоговое администрирование Управление бизнесом
Расчет налогов Мониторинг финансовых результатов
Имущественный контроль Анализ экономической эффективности
Решение гражданско-правовых споров Информирование третьих лиц о фактическом положении дел


Но в этом случае мы теряем возможность черпать из бухгалтерского учета данные, необходимые для управления бизнесом и он становится ненужной нагрузкой, а бизнес мы ведем по наитию или ведем плюс ко всему, так называемый, управленческий учет.И если мы поручаем организацию и ведение того и другого учета одному человеку, он во избежание внутреннего конфликта или, как это принято теперь говорить, когнитивного диссонанса, просто вынужден выбрать приоритетным налоговый учет, поскольку за ним стоят санкции контролирующих органов.

Те же организации, которые государство обязало формировать отчетность по принципам МСФО, вынуждены еще проводить ежегодно трансформацию бухгалтерского учета. Действительно, какой-то сумасшедший дом.

Как же нам обустроить учет так, что бы не он управлял нами, а мы им?

 

ШАГ № 1. Главное решение, которое нужно принять – это разделить несовместимое и поручить ведение налогового и бухгалтерского учета и подготовку соответствующей отчетности разным службам.

Сразу же, как только Вы освободите бухгалтерскую службу от ответственности за расчет налогов, специалисты вспомнят, в чем их главное предназначение и постараются приблизить бухгалтерский учет по РСБУ к принципам МСФО. 

А это не так уж трудно сделать, при осознании имеющихся различий и перенаправлении бухгалтерской мысли в сторону МСФО:

Сущность различий ПБУ МСФО
Предмет регулирования Учетный процесс Отражение информации в отчетности
Принцип формирования стандартов Практика подстраиваться под установленные правила Закрепление опробованных на практике способов
Признание затрат Презумпция отсутствия расхода Презумпция расходов
Цели налогообложения Закреплены нормативно и преследуются на практике Не имеют значения
Справедливая стоимость Фрагментарно применяется рыночная стоимость Охват всех учетных объектов
Сфера охвата Отсутствие правил по учету инфляции, аренды и т.п. Рассмотрены все основные проблемы формирования отчетности
​​
Главное же заблуждение, которое мешает нам вести бухгалтерский учет в соответствии с МСФО – это уверенность, что российские стандарты (ПБУ) не позволяют нам этого сделать. Обратимся к пункту 7 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утв. Приказом МФ РФ от 6 октября 2008 года № 106н: «При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.».  

Кроме того, существуют тематические соответствия ПБУ и МСФО, введенных в действие на территории России Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 года № 160н:

ПБУ МСФО
ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" IAS 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
ПБУ 2/08 "Учет договоров строительного подряда" IAS 11 "Договоры на строительство"
ПБУ 3/06 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" IAS 21 "Влияние изменений обменных курсов валют"
ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" IAS 1 "Представление финансовой отчетности"
ПБУ 5/01 "Учет  МПЗ" IAS 2 "Запасы"
ПБУ 6/01 "Учет основных средств" IAS 16 "Основные средства"
ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" IAS 10 "События после окончания отчетного периода"
ПБУ 8/10 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы"
ПБУ 9/99 "Доходы организации" IAS 18 "Выручка"
ПБУ 10/99 "Расходы организации" -
ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" IAS 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"
ПБУ 12/10  "Информация по сегментам" IFRS 8
ПБУ 13/00 "Учет государственной помощи IAS 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"
ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов" IAS 38 "Нематериальные активы"
ПБУ 15/08 "Учет расходов по займам и кредитам" IAS 23 "Затраты по займам"
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" IFRS 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"
ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКР" IAS 38 "Нематериальные активы"
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" -
ПБУ 19/02  "Учет финансовых вложений"

IAS 32 "Финансовые инструменты: представление информации"

IAS 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"

IFRS 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"

ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" IAS 28 – утратил силу
ПБУ 21/08  "Изменения оценочных значений" IAS 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
ПБУ 22/10 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" IAS 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
ПБУ 23/11 "Отчет о движении денежных средств" IAS 7 "Отчет о движении денежных средств"
ПБУ 24/11 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" IFRS 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"


ШАГ № 2. Теперь нам только осталось сформулировать учетную политику таким образом, что бы она максимально соответствовала принципам МСФО и вести учет, позволяющий без всякой трансформации составлять консолидированную отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ.

 

ШАГ № 3. Затем составить вступительный баланс в соответствии с принципами принятой нами учетной политики, максимально приближенной к требованиям МСФО. Для этого:

⇒  Признать все активы и обязательства, требуемые МСФО

⇒  Списать все активы и обязательства, запрещенные к признанию МСФО

⇒  Переквалифицировать активы, обязательства и капитал в соответствии с принципами МСФО

⇒  Оценить все активы и обязательства в соответствии с МСФО.

 

И начать новую жизнь! Успехов!