Нашему бизнесу сегодня:
28 лет, 7 месяцев, 30 дней
+7-(812) - 575-64-91
+7-(812) - 570-45-63




Кузнецов Александр Павлович
Управляющий партнёр
(921) 954-11-49
e-mail: kuz-inaudit@yandex.ru




Левашова Алла Анатольевна
Управляющий партнёр
(921) 931-69-14
e-mail: lev-inaudit@mail.ru

Новый закон об аудите защищает интересы собственников



Под Новый 2009 год аудиторам России Госдума и Правительство сделали «царский подарок» - практически сразу в трех чтениях без обсуждения был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года). Целью Федерального закона является кардинальное изменение действующей системы регулирования аудиторской деятельности за счёт отмены ее лицензирования, формирования сообществом аудиторов механизмов самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, введения обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях.

Что же изменилось? Очень многое. Но остановимся на главном.

1. До принятия настоящего закона аудиторы – физические лица находились вне зоны какого-либо контроля и ответственности, не смотря на общественную значимость выбранной ими профессии, также как и более половины аудиторских фирм, не состоящих ни в одном из пяти аккредитованных при Минфине РФ профессиональных объединений. Теперь же все аудиторские компании и все аудиторы свое право заниматься профессией обязаны подкрепить членством в СРО и нести солидарную имущественную ответственность перед клиентами (обществом) внося денежные средства в компенсационный фонд этой организации.

Потребители аудиторских услуг, и прежде всего собственники, смогут предъявить свои претензии к недобросовестному аудитору, обратиться в СРО и получить возмещение нанесенного ущерба из компенсационного фонда.

2. Работу каждого аудитора будут оценивать внешние контролеры – профессионалы. Не реже, чем раз в три года, в аудиторскую организацию будут направляться эксперты, которые в соответствии с утвержденной программой, проведут всестороннее обследование не только ее деятельности, но и работы каждого аудитора. Анализу будут подвергнуты как соблюдение обязательных условий и регламентов работы аудиторской организации, так и документы по произвольно выбранным аудиторским проверкам. При этом особое внимание будет уделено аудиту общественно значимых организаций (открытых акционерных обществ, чьи акции котируются на бирже, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.п.). И если в ходе контроля качества аудитор не смог подтвердить свою компетентность, то ему придется покинуть профессию.

3. Законом также определено (статья 8, пункт 2), что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям за проведение аудита не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Более того, если аудиторская фирма согласится с требованиями исполнительного органа и выдаст заведомо ложное заключение, то это однозначно послужит основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора (статья 12, пункт 1-5) и прекращения членства аудитора и аудиторской фирмы в саморегулируемой организации (статья 18, пункт 15-7).

«Заведомо ложное заключение» - это заключение, содержащее выводы не соответствующие фактическому положению дел, не основанное на аудиторских доказательствах, полученных в соответствии с требованиями Федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Например, (речь идет, конечно же, только о существенных суммах), аудируемым лицом получен банковский кредит, в обеспечение которого в залог передано имущество, т.е. выдано обязательство, а имущество имеет обременение. Данная информация не раскрыта в пояснительной записке и не отражена в бухгалтерском балансе в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. В данном случае аудиторское заключение должно быть модифицировано, т.е. содержать оговорку об отсутствии в бухгалтерской отчетности существенной информации.

Или, в результате финансового кризиса рыночная стоимость финансовых вложений аудируемого лица значительно снизилась, а часть дебиторов объявили о финансовых затруднениях или даже о своем банкротстве. При этом в бухгалтерской отчетности финансовые вложения отражены на конец года не по рыночной стоимости, а по дебиторской задолженности не предусмотрено учетной политикой создание резерва сомнительных долгов и он не создан. В данном случае аудиторское заключение должно быть модифицировано, т.е. содержать оговорку о не согласии с учетной политикой и о не соответствии данных бухгалтерской отчетности в части оценки финансовых вложений и дебиторской задолженности с указанием суммы расхождений.

Если в приведенных выше случаях выдано немодифицированное Аудиторское заключение, т.е. безусловно-положительное, то аудитор рискует возможностью продолжать свою профессиональную деятельность.

4. Значительные изменения законодатель внес в статью «Аудиторская тайна». Так в случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, лицо, которому оказывались услуги, вправе требовать от виновных лиц возмещения причинённых убытков в установленном порядке (статья 9).

Законом устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, допустивших нарушения, установленных им требований, в т.ч.: наложение штрафа, приостановление членства на срок до 180 дней для устранения выявленных нарушений, исключение аудиторских организаци или аудитора из членов саморегулируемой организации.

И самое для нас главное, появилась возможность всерьез подумать о том, что лежит в основе любой профессии – о репутации. Нет репутации – нет доверия. Профессионалы заинтересованы в том, чтобы их независимость, компетентность, объективность не были дискредитированы.

До сих пор аудитором считался специалист, имеющий соответствующий квалификационный аттестат. Его опыт, понимание смысла стандартов профессиональной деятельности, владение методами аудита, умение использовать уместные аудиторские процедуры, способность квалифицировать собранные доказательства и делать корректные выводы не имели значения.

Сейчас это должен быть профессионал, чьи знания и опыт позволяют оценивать результаты работы других специалистов, формировать обоснованное мнение о деятельности аудируемых компаний и их финансовой отчетности, подписывать аудиторские заключения и нести за это ответственность.

Одна из задач саморегуляции состоит в том, что бы путем входного (при вступлении в СРО) и регулярного (раз в три года) внешнего контроля качества не допустить пребывания в профессии тех аудиторов, кто не умеет или не хочет работать по правилам. И чем жестче будет контроль, тем больше доверия будет к работе и мнению аудиторов.

Мы очень надеемся, что новый закон об аудите будет способствовать развитию профессии, повышению доверия к аудиторам, значимости их мнения для принятия управленческих решений.

Генеральный директор ЗАО «АКГ ИНАУДИТ»,  
Президент Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга     А.П.Кузнецов

Генеральный директор ЗАО «АК «Альтернатива»,
Председатель комитета по стандартам 
профессиональной деятельности 
Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга                       А.А.Левашова